Партизанская дорожная мина ПДМ-1
Предназначена для минирования железных дорог и устанавливается под подошвой рельса или под шпалой. Допускает установку на взрыв как под первым проходящим над местом ее установки поездом, так и под вторым. Полностью механическая.
Разработана в ГСКБ-47 в 1942 г.
Характеристики
Габариты – 175х120х65 мм
Масса мины – 1,0 кг
Масса заряда ВВ – 0,8 кг
Описание
Мина представляет собой деревянный ящик, внутри которого размещены взрывной механизм, заряд из двух 400-г тротиловых шашек и запал МД-2.
На перегородке, разделяющей мину на две части, укреплен взрывной механизм, состоящий из нажимного штока, рамки, свинцового замедлителя и трубки. Нажимной шток, укрепленный на кронштейнах, может при давлении на него сверху перемещаться вниз и под действием пружины возвращаться в прежнее состояние. Благодаря своему фигурному сечению и соответствующим этому сечению отверстиям в кронштейнах, шток вращаться вокруг своей оси не может. От опускания вниз при случайных нажатиях шток удерживается предохранительной чекой с кольцом.
На тех же кронштейнах на оси укреплена П-образная рамка, могущая под действием надетой на ее ось пружины поворачиваться. На рамке закреплены жало, которое накатывает капсюль-воспламенитель запала МД-2, и проволока, предназначенная для перерезания свинцовой пластинки замедлителя. Концы рамки при ее повороте могут упираться в продольные выступы нажимного штока и удерживать ее в определенном положении.
Свинцовая пластинка помещается между двумя скобами, закрепленными на панели.
Запал МД-2 при установке мины вкладывают в металлическую трубку, закрепленную на панели против запального гнезда тротиловой шашки, находящейся в соседнем отделении мины.
В войска или партизанские отряды мины поступают в неокончательно снаряженном виде. На месте производится лишь установка в мины запалов МД-2.
Установка мины
1. Подготовить под рельсом или шпалой яму для установки мины и дополнительного заряда;
2. Снять отъемную стенку мины, проверить внешним осмотром исправность взрывного механизма и установить в трубку запал МД-2 так, чтобы капсюль-детонатор вошел в гнездо шашки, а ниппель был уперт в обрез трубки; поставить на место отъемную стенку;
3. Уложить на дно ямы дополнительный заряд ВВ массой не менее 3 кг;
4. Поставить мину в яму так, чтобы колпачок упора плотно соприкасался с подошвой рельса или шпалы, и осторожно вытащить предохранительную чеку; в таком виде мина взорвется под вторым поездом.
Для установки мины на взрыв под первым поездом нужно рукой нажать на колпачок штока и тотчас же отпустить. Нижний конец рамки при этом сорвется с продольного выступа штока, и рамка будет удерживаться на режущей проволоке и свинцовой пластинке;
5. Быстро и тщательно замаскировать мину; предохранительную чеку сдать командиру, ответственному за минирование данного участка дороги.
Снятие мины
Снятие установленных мин ПДМ-1 допускается только в случае крайней необходимости.
Обезвреживаемую мину нельзя сдвигать с места до вставления в шток предохранительной чеки. Если чека не входит в отверстие или, войдя в него, не проходит насквозь, то мину снимать нельзя. В этом случае с помощью веревки с кошкой или крюком на конце из укрытия осторожно вытянуть мину из под рельса или шпалы, а затем, ни в коем случае не нажимая на шток, открыть крышку и вынуть запал МД-2, после чего мина становится безопасной.
Принцип действия
При прохождении первого поезда, в результате прогиба рельса или оседания шпалы, шток мины перемещается вниз и нижний конец рамки выходит из зацепления с выступом штока. Под действием пружины рамка поворачивается на некоторый угол и режущая проволока начинает перерезать свинцовую пластинку. По истечении 3-5 минут пластинка оказывается перерезанной и освобождает рамку, которая после этого упирается верхним своим концом в продольный выступ штока.
При прохождении над миной второго поезда шток снова перемещается вниз, верхний конец рамки выходит из зацепления с выступом штока, рамка под действием пружины поворачивается вокруг своей оси и ударяет жалом по капсюлю-воспламенителю запала МД-2; происходит взрыв мины. |